Кто же на самом деле киберграмотнее?

Вопреки распространенному мнению, ученики разбираются в современных технологиях хуже учителей, но пристальнее следят за технологическими новинками.

Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности – выше, чем у учеников и студентов вузов. Однако учащиеся опережают педагогов в знании технологических новинок и интересе к инновациям. Почти все учителя используют интернет, а 59% активно пользуются соцсетями. Об этом свидетельствуют результаты исследовательского спецпроекта НАФИ «Цифровая грамотность и ИКТ-компетенции российских педагогов».

Для оценки уровня цифровой грамотности использовалась методология, предложенная на саммите G20**. Под цифровой грамотностью понимался базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющих человеку эффективно решать повседневные задачи в цифровой среде (подробнее о составляющих цифровой грамотности ниже). Ранее Аналитический центр НАФИ проводил измерения уровня цифровой грамотности населения России, а также изучил уровень цифровой грамотности российских подростков.

30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% – от 11 до 15 лет. Педагоги с бОльшим стажем, а также педагоги по точным наукам чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.

90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

По результатам исследования было установлено, что российские педагоги — и школьные учителя, и преподаватели вузов — владеют цифровой грамотностью на высоком уровне. Их сводный индекс цифровой грамотности существенно превышает среднероссийский (на 35 п. п.) и составляет 87-88 пунктов.

Подростки 12–17 лет активно используют современные гаджеты и технологии в повседневной жизни, и их уровень цифровой грамотности также превышает среднероссийский: 73 пункта для подростков от 14 до 17 лет и 77 пунктов для молодых людей от 18 до 24 лет. Как можно увидеть, в целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся. Наибольший разрыв – в знаниях о технических составляющих компьютера, понимании возможностей и целей использования цифровых устройств: по этому показателю у учителей результаты выше учеников на 30 п.п. (92 пункта против 62).

Единственная составляющая цифровой грамотности, по которой ученики оставляют учителей позади, – это отношение к технологическим инновациям: подростки и молодежь больше интересуются современными технологическими новинками.

Многие педагоги считают, что их коллеги неуверенно используют цифровые технологии в своей преподавательской деятельности или вовсе их не используют. Так, каждый третий утверждает, что существенная доля коллег по школе и вузу (от 40 до 100%) используют цифровые технологии неуверенно.


Методология и результаты

Цифровая грамотность педагогов измерялась в виде индекса, состоящего из пяти компонентов (подиндексов): информационная грамотность, компьютерная грамотность, медиаграмотность, коммуникативная грамотность, а также отношение к технологическим инновациям. Каждый из подиндексов замерялся через серию вопросов анкеты.


1. Информационная грамотность определяется способностью найти нужные данные в сети, сопоставить несколько источников информации при принятии решения, определить пользу или вред тех или иных сообщений. У учителей школ она составила 93%, у преподавателей вузов – 94%.

2. Основными признаками человека, обладающего компьютерной грамотностью, являются знание технических составляющих компьютера, легкость в обращении с устройствами вне зависимости от платформы, а также понимание возможностей и целей использования гаджетов. Для учителей школ и преподавателей вузов показатель компьютерной грамотности составил 92 и 91% соответственно.

3. Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать нужные новости, допуская, что СМИ могут сообщать информацию неполно или неточно. Навык работы с медиа у педагогов общего образования оценивается на 88%, а у педагогов высшего образования – на 90%.

4. Коммуникативная грамотность означает умение корректно выражать свое мнение в сети, анализировать позицию собеседника, активное использование современных цифровых каналов общения (мессенджеров и соцсетей). Уровень коммуникативной грамотности школьных учителей, согласно результатам исследования, составляет 89%, а преподавателей высшей школы – 90%.

5. Подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» демонстрирует знание современных тенденций в технике, навыки работы с гаджетами и приложениями, а также установки в отношении пользы технологических инноваций. Из всех составляющих цифровой грамотности именно этот показатель у педагогов оказался на наиболее низком уровне: 76 и 80 пунктов для педагогов школ и высших учебных заведений соответственно.

Людмила Спиридонова, руководитель направления исследований в сфере HR, Аналитический центр НАФИ: «Несмотря на достаточно высокие показатели цифровой грамотности педагогов, по результатам исследования было выявлено, что учителям школ и преподавателям вузов в первую очередь необходимо углубление знаний в области принципов работы компьютерной техники и программного обеспечения, развитие навыков использования в образовательном процессе современных гаджетов и приложений. Также важным является формирование установок на постоянную верификацию информации из интернета и СМИ. Все это является условием повышения уровня компетенций педагогов в деле внедрения информационно-коммуникационных технологий в их профессиональную деятельность».

Источник: ИКС-Медиа

24.09.2019

Смотрите также:

03.06.2020

Победители киберспорт-турнира поделили 23 миллиона рублей

Серия турниров Synergy ESPORTS League. Season 1 завершена. За денежный приз боролись почти 2500 игроков. Онлайн-турнир состоялся в следующих дисциплинах: Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2 и Fortnite. Призовой фонд – гранты от Университета «Синергия» на образовательные цели и подарки от спонсоров и партнёров лиги – 23 млн руб.

03.06.2020

Премьера предупредили об эмиграции айтишников

В 2020–2021 годах Россию могут покинуть 10–15 тыс. IТ-специалистов, пишет РБК. Об этом в письме на имя главы правительства Михаила Мишустина сообщили председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Наталья Касперская и президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров.

02.06.2020

Фестиваль «РОББО» собрал более 90 тыс. человек в Сети

V Международный открытый робототехнический фестиваль «РОББО 2020» прошел 31 мая при поддержке Кружкового движения НТИ. Мастер-классы и стримы посмотрели свыше 90 000 человек. На конкурсы и соревнования в рамках фестиваля поступило более 500 работ.

02.06.2020

Профориентация как игра

Профориентационное мобильное приложение SkillCity для детей направленно на знакомство детей и молодежи с профессиями в крупных российских компаниях. Учащиеся школ смогут в игровой форме познакомиться с миром цифровых и технологических профессий, востребованных в настоящее время на рынке труда.

01.06.2020

Фильм о российских школьниках, создающих гаджеты, роботы, дроны и нейросети

Сегодня состоялась онлайн-премьера документального фильма «Профессии будущего», героями которого стали пятеро российских школьников, авторов значимых инновационных IT и high tech проектов. В основе авторского замысла — прямой разговор со школьниками на тему развития науки, ИТ, высоких технологий и образования в России.