«Я написал на своей стене в VK, что хочу открыть проект и ищу 200 тысяч рублей инвестиций…»

Кириллу Сагитову 19 лет. Он — предприниматель из Ростова-на-Дону. Его жизнь изменил акселератор в местном ИТ-парке, который помог поверить в себя.

Интерес к предпринимательству оказался сильнее, чем к учебе — Кирилл так и не закончил колледж, зато открыл в городе бизнес по доставке еды. Доставка существует до сих пор, но в какой-то момент из-за неокупаемости вложений инвесторы проекта сильно потрепали Сагитову нервы.

Сейчас молодой предприниматель развивает детскую онлайн-школу «Кенгуру код», где обучают созданию сайтов, основам дизайна, разработке мобильных игр и приложений. Кирилл рассказал, что в нем открыло предпринимательство, как он решил проблемы с инвесторами и как планирует заработать 4 млн чистой прибыли на школе.

 

«Кенгуру Код». Бизнес в цифрах. 

  • Открыт: 12.10.2019 года
  • Инвестиции: 7,8 млн рублей
  • Прибыль за июнь 2020: 170 тысяч рублей
  • Число курсов: 5
  • Число клиентов: >200
  • Средняя стоимость курса: 5 тысяч рублей

 

Почему сценарий «вуз — работа — семья» мне не подошел

Меня зовут Кирилл Сагитов, мне 19 лет. До 15 лет я жил вместе с родителями в поселке, а когда поступил в колледж, переехал в Новочеркасск. В 12 лет я начал создавать простые сайты на HTML, а в 15 подал заявку на бесплатный интенсив для стартапов от Южного ИТ-парка, который изменил меня.

Все окружение говорило мне, что я должен хорошо учиться, поступить в вуз, начать работать, зарабатывать 40 тысяч рублей в месяц, завести семью, купить дом, машину — и все. Но меня этот вариант не особо радовал, я был уверен, что можно жить по-другому.

В ИТ-парке я встретил людей, которые думали так же и были гораздо успешнее меня: они спокойно говорили о миллионных инвестициях — это выглядело гораздо интереснее, чем те перспективы, которые меня ждали по мнению моих близких.

По итогам интенсива меня пригласили в акселератор. В самом начале, когда надо было рассказать о планах и целях, я написал, что хочу заработать за акселерацию 50 тысяч рублей — тогда для меня это была внушительная сумма, учитывая то, что раньше я никогда не работал и не зарабатывал деньги. Для сравнения, зарплата в Ростове-на-Дону — 30-50 тысяч рублей, а в Новочеркасске есть люди, которые работают 6 тысяч в месяц. 

За четыре месяца акселерации я запустил несколько проектов: городской навигатор, новостной сайт и игру в Google Play, в то время как многие участники работали только над одним. Я хорошо воспринимал теорию и быстро применял ее на практике, научился делать cusdev. В итоге на городском навигаторе мы вместо 50 тысяч рублей заработали $1500 и даже потом продали проект за 200 тысяч рублей. Правда, сейчас сайт перенесли, и я ничего о нем не знаю.

Я понял, что могу заработать больше, чем 50 тысяч, и стал чувствовать себя увереннее. Акселератор я без проблем совмещал со школой, потому что там было несколько встреч в неделю. Учился я неплохо: низкие оценки чреваты исключением, на пятерки нужно много стараться, а тройки-четверки не требуют много времени.

 

Почему я бросил учебу 

До акселератора я хотел быть программистом, но потом понял, что, конечно, умею создавать сайты, но мне не очень нравится изучать что-то новое. Мне в кайф запускать проекты, придумывать их. Предприниматели создают что-то новое, пытаются изменить мир — меня это увлекло больше всего.

После девятого класса я поступил в колледж по инициативе родителей. Мне самому было все равно, где учиться: понимал, что не буду ходить на пары. В итоге на втором курсе я забил на обучение, а на третьем отправился в путешествие — был в Москве, Пензе, Сочи, жил в Краснодаре и Ростове. Параллельно занимался созданием и продвижением веб-сайтов и мобильных приложений/игр.
 

«Знали ли курьеры, что их нанимает молодой парень? Да» 

В 2018 году, когда я уже учился в колледже и жил отдельно от родителей в Новочеркасске, я захотел заказать еду домой. Скачал популярные приложения для доставки и узнал, что в городе ни одно не работает. Тогда я решил создать свой сервис.

Сперва он доставлял еду в Новочеркасске, потом в Таганроге, затем добавился Рыбинск. Это была всего лишь красивая группа в VK с виджетом магазина. Мы наполняли виртуальный магазин товарами из реальных заведений, например, McDonalds, и брали процент с суммы заказа. Через местные сайты объявлений я набрал 20 курьеров и объединил их в WhatsApp чате. Все было очень просто, неплохо работало и работает до сих пор, но уже без меня.

Знали ли курьеры, что их нанимает молодой парень? Думаю, да. Это была простая и рабочая модель.

В старт я вложил тысячу рублей — на рекламу. За месяц мы достаточно хорошо раскрутились и выполнили первые десятки заказов. Хорошо работал таргет. Доставка проработала больше года — и я ее продал за 50 тысяч рублей. Но после продажи в компании в 2019 году она сразу упала в цене. Это была моя проблема — я плохо отладил и автоматизировал бизнес-процессы для продаж, новые владельцы просто не справились с ее управлением, и я выкупил ее назад. Развил, доработал, расписал все инструкции и во второй раз продал уже свою долю инвесторам.

 

Как у меня возникли серьезные проблемы с инвесторами 

Позже, в сентябре-октябре 2019 года количество заказов снизилось, прибыль пошла в минус, а сам бизнес еле-еле выходил в ноль. Инвесторам это не понравилось. Я предложил продать доставку. С согласия инвесторов мы провели сделку, но не получили изначальную сумму продажи. Они отказались брать часть денег от предполагаемой суммы продажи – хотели все вложенные деньги сразу, но мне было нечего им предложить.

Сначала они долго и муторно давили на меня и мое окружение: рассказывали про мою непорядочность в городских сообществах, писали друзьям, звонили родителям. Мне приходилось каждый раз объяснять всем эту ситуацию.

Денег не было. Я был уверен, что смогу сам решить этот вопрос, хотя я не понимал, что делать. От помощи родителей отказывался, ведь я предприниматель и это мои проблемы.

Вместе с этим недовольные инвесторы подавали заявление в полицию и прокуратуру — их отклоняли. На тот момент у меня уже были деньги и я нашел хорошего юриста, который сказал, что у них нет шансов привлечь меня к уголовной ответственности. Я бы мог просто вернуть им их деньги, но из-за их некрасивого поведения такого желания не возникало. Я предлагал им встретиться в суде, но инвесторы проигнорировали меня и вскоре оставили в покое.

Этот негативный опыт научил, как общаться с инвесторами перед сделкой, какие пункты проговаривать и на что вообще обращать внимание. Инвесторов огромное количество – не стоит работать с первым попавшимся человеком только потому, что у него есть деньги для твоего проекта. Чаще всего новички в инвестициях хотят супер быстрого результата, не рассматривают вариант с неудачей и не готовы ждать.

 

Как появилась онлайн-школа 

Еще до доставки мне было интересно создать онлайн-школу, где я бы помогал школьникам изучать основы программирования и дизайна. Я видел цены на занятия в офлайне — это дорогое удовольствие, а детских онлайн-платформ не существовало.

Идея проекта пришла в июле-августе 2019 года. Я написал на своей стене в VK, что хочу открыть проект и ищу 200 тысяч рублей инвестиций. Через некоторое время отозвался незнакомый человек, который увидел пост и был готов вложиться. Я стал сомневаться — сумма большая. Было странно: я сам просил деньги, потом передумал, а еще через месяц снова написал инвестору и попросил в два раза больше. У меня было видение проекта, но не было понимания как и что делать — только деньги. Я ему написал, пропитчил проект, расписал бизнес-процессы и сказал, что если все будет круто — мы заработаем 50 млн за год.

Но когда я получил инвестиции, не понял, куда их можно потратить. И сделал много ошибок. Например, заказал дорогой дизайн, который стоит четверть от суммы всех инвестиций.

Спустя месяц-два мы создали платформу, начали продавать уроки. Через массфолловинг в Instagram я случайно познакомился с Сергеем Шарапой — будущим партнером проекта и кандидатом экономических наук. Он заинтересовался проектом и предложил пообщаться. После общения он сказал, что мог бы помочь найти более крупного инвестора и сам войти в проект в качестве генерального директора. Я согласился — мы открыли ООО, где разделили доли между собой и третьим инвестором.

 

Как работает платформа 

Изначально в результате мозгового штурма мы придумываем сам курс, просто накидываем идеи. Создаем лендинг, где собираем адреса электронных почт, рекламируем его и смотрим, есть ли заявки. Если мы видим неплохую конверсию в оплаты 3-5% — реализовываем сам курс и работаем над увеличением конверсии. 

Затем мы разрабатываем курс с программистом и психологом. Программистов или ищем через карьерные сайты, или отправляем запросы напрямую компаниям с просьбой предоставить специалиста за указание названия компании на нашем сайте. Большинство компаний либо не отвечают, либо отказываются. Мы находим специалистов, записываем видео, монтируем и выкладываем на платформу. После покупки курса с лендинга мы высылаем клиенту ссылку на нашу платформу, подкрепляя сообщение логином и паролем студента. На платформе студент может общаться с другими студентами, создавать совместные проекты, коммуницировать с личным наставником, просматривать обучающие курсы, сдавать домашние задания и проходить квесты.

Я провожу вебинары для студентов и школьников на тему программирования первого сайта. Сергей проводит интенсивы для взрослой аудитории, работает с родителями. Всего у нас работает 14 человек и агентство по маркетингу на аутсорсе.

Цена на услуги складывается из расчета оплаты сотрудникам, затрат на обслуживание серверов, оплаты за создание новых курсов, маркетинга, рекламы, административных расходов (телефония, crm), плюс берем в расчет маржу, которая идет на выплату инвесторам. Начать обучение на нашей платформе можно всего за две тысячи рублей в месяц.

 

Как мы привлекаем клиентов 

Так как мы работаем онлайн, то стараемся привлекать клиентов не только из Ростова или России. Мы заметили, что большое количество наших пользователей из СНГ (около 70%) — так как там нет дополнительного образования, а само образование плохо развито. То есть мы не ориентируемся тем более на Ростов и даже не пускаем на него таргет, хотя наш офис находится в этом городе.

Основной канал трафика — это Instagram, откуда идет больше всех заявок. Но целевые клиенты идут из VK. Реклама в директе Google Adwords на нас не действует вообще, как и реклама в ОК. Есть реферальная система: ученики могут приглашать других и получать за это бонусы в виде бесплатных курсов.

Сейчас мы пишем новые курсы, изменяем саму платформу. Наша цель — сделать 4 млн чистой прибыли до конца года. Что-то хотим перевести, чтобы продавать за границей.

Мы уделяем много внимания коммуникации студентов, чтобы они вместе могли что-то создавать — в компаниях ценятся сотрудники, которые готовы работать вместе.

У нас пока нет продаж за границу, но по опросам пользователей, потенциальные клиенты там есть. Поэтому мы думаем. Но там уже есть различия менталитета: некоторые несовместимые или отсутствующие в том регионе животные, фразы, фрукты или что-то еще, что мы используем в обучении — в Америке могут понять иначе или не понять вообще. Стало ясно, что мало просто перевести курс — нужно его еще адаптировать под местный менталитет и географию.

Источник: Rusbase

17.08.2020

Смотрите также:

11.08.2020

Три миллиона школьников на одного питона

В июне 2018 года мы собрали команду, чтобы создать новый предмет — программирование для учеников начальной школы. Методист, программист, иллюстратор и дизайнер (это я) должны были сделать такой курс, на котором дети без помощи родителей и учителей смогли бы освоить Python. В идеале он должен был получиться захватывающим и удерживать интерес ребенка как можно дольше.

10.08.2020

Половина родителей против онлайн-образования

Двое из пяти родителей отметили, что учителя не говорили о правилах безопасности и приватности во время онлайн-обучения.

03.08.2020

Ростелеком получит 10,3 млрд рублей на школьный интернет

Минкомсвязи заключило контракт с «Ростелекомом» на предоставление услуг передачи данных и доступа в интернет с использованием Единой сети передачи данных (ЕСПД) для организаций общего и среднего профессионального образования и территориальных избирательных комиссий (ТИК). Контракт был заключен с «Ростелекомом» как с единым исполнителем.

22.07.2020

Как «зумеры» изменят IT-отрасль

Скоро разработчики и инженеры, которые родились в 2000-е, станут вашими коллегами, подчинёнными и даже руководителями. Поколение Z подключилось к интернету раньше, чем научилось читать. А многие из них еще в школе создали свой первый стартап и начали работать в ИТ. Например, десятиклассник Петя Говорухин уже освоил Front-end и back-end разработку, умеет кодить на Python, активно обучается и развивается в направлении Data Science и нейросетей. А Диана Колпакова, которая только закончила школу, но уже работает в сфере Android и Web-разработки. 

03.07.2020

Видеонаблюдение на ЕГЭ-2020 обеспечит «Ростелеком»

«Ростелеком» полностью подготовил и проверил работоспособность системы видеонаблюдения за Единым государственным экзаменом (ЕГЭ-2020), который в этом году начался 29 июня. Экзамены проходят во всех субъектах Российской Федерации, а также в 80 пунктах проведения экзаменов (ППЭ) в зарубежных образовательных организациях на базе посольств, консульств, воинских частей. Для видеонаблюдения за ЕГЭ-2020 в более 5 тыс. ППЭ задействовано свыше 130 тыс. камер.