А один в поле воин? Эссе о домохозяйках, мышах и антифроде

BIS Journal №3(46)/2022

15 августа, 2022

А один в поле воин? Эссе о домохозяйках, мышах и антифроде

Сергей Вихорев, советник генерального директора ООО «ИТ-Экспертиза»:

ХОЗЯЙКА ЗРИТ В КОРЕНЬ

Антифрод – это важно. Но как-то однобоко мы подходим к этой проблеме. С одной стороны, повышение осведомлённости клиента. Правда, непонятно, насколько это эффективно. Ведь ещё незабвенный дедушка Крылов правильно заметил:

 

«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

 

С другой стороны, мы стараемся определить всеми возможными способами, в том числе и с использованием искусственного интеллекта, причём по косвенным признакам, а то ли лицо, которому положено, совершило эту транзакцию. А в целом получается, что вектор наших усилий направлен только в одну сторону: клиент, совершающий сделку. Но ведь палка всегда о двух концах. И если есть «жертва», то всегда будет и «злоумышленник». Причём он не дурак, он мимикрирует, он подстраивается под ситуацию, он, в конце концов, ловит «хайп». И это важный элемент в мошеннических действиях по совершению операции без согласия клиента, который полностью выпадает из поля зрения антифрода.

А как борется с мышами хорошая хозяйка? Разве она пытается закрыть все дыры, через которые они лезут? Нет, она раскладывает отраву, чтобы уничтожить зло в корне.

 

О ПРОФИЛЕ ЗЛОУМЫШЛЕННИКА

И тут вырисовывается новое направление в борьбе с фродом. А не задуматься ли нам не о профиле клиента, а о профиле злоумышленника? Сложно? Да. Возможно? Да.

Давайте рассмотрим такую ситуацию. Положим, злоумышленник хочет либо получить данные клиента, либо убедить его перевести деньги на другой счёт. Он будет звонить потенциальной жертве и обрабатывать её. По всей вероятности, он будет использовать какой-то кол-центр или несколько разных сим-карт. При этом злоумышленник вряд ли будет бегать по городу, чтобы каждый раз сделать звонок из другого места. Следовательно, можно выделить первый демаскирующий признак: местоположение злоумышленника, из которого либо идёт много звонков с одного или нескольких номеров, либо используют много разных сим-карт.

Пойдём дальше. Злоумышленник вряд ли будет звонить наобум (хотя и это не исключено, но это другой случай), ему нужно для начала иметь какую-то базу, где есть по крайней мере Ф. И. О. жертвы, её телефон и, лучше всего, банк, в котором у жертвы счёт или номер банковской карты. Такую базу злоумышленник, скорее всего, купит в даркнете. Не думаю, что таких баз у злоумышленника в один день будет «в работе» несколько. Следовательно, скорее всего, свои звонки он будет совершать клиентам одного банка. Это позволяет нам дополнить и расширить демаскирующий признак: местоположение злоумышленника, из которого либо идут много звонков клиентам одного банка с одного или нескольких номеров, либо используют для этих целей много разных сим-карт. Ну а дальше, используя современные методы геолокации (а может быть, и искусственного интеллекта), вполне реально вычислить «лёжку» злоумышленника.

А дальше всё просто: берём и ликвидируем «лёжку» и тем самым спасаем много-много дедушек и бабушек от возможности потерять свои средства. Заметьте, это не методы социальной инженерии, это не технические методы, это скорее аналитические методы. Мы должны не только анализировать действия клиента, но ещё и научиться анализировать действия злоумышленника. Иначе в вечной борьбе «действие – противодействие» мы всегда будем в отстающих.

А теперь вопрос. Это дело службы банка? Нет! Здесь уже зона ответственности силовых структур, операторов связи, аналитиков и прочая. Вот и получается, что проблема антифрода – это проблема скорее не банка, а внешних структур. Но и с банка ответственность не снимается. Всё-таки хорошая хозяйка в первую очередь постарается залить мышиную норку цементом с битым стеклом…

 

Андрей Курило, советник по вопросам ИБ ФБК и FBK Cyber Security:

Согласен с С. Вихоревым в том, что борьба с мошенничеством (возьмём пошире) – это далеко не проблема банков. Это дело государственное, так как в нём слишком много различных составляющих, слишком много центров управления отдельными компонентами, и государственные интересы, прямо обозначенные в Конституции РФ, пересекаются тут с интересами бизнеса.

А что касается формирования профилей преступника – вопрос хороший, однако мне кажется, что этот подход труднореализуем, так как слишком высока неопределённость в такой задаче, сложно будет выработать решение на блокирование операции на основании не слишком точных данных.

С. Вихорев в ответ спросит: зачем блокировать транзакцию? Надо блокировать мошенника. И это правильно, но долго и непонятно, насколько эффективно. Ведь нужно будет доказать в суде, что задержанное лицо–мошенник. Иначе никак.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных