Зачем IT-компаниям работать со школами: опыт Mail.ru Group

Битва IT-компаний за будущих специалистов теперь охватывает не только университеты, но и средние школы. Сергей Марданов, директор по работе с вузами в Mail.ru Group, рассказывает, легко ли бизнесу зайти школу, как общаться с подростками и зачем это все компании.

Сегодня почти каждая крупная IT-компания вкладывается в совместные образовательные проекты с вузами: запускаются стажерские программы, курсы, факультеты и базовые кафедры. Зачем корпорациям работать еще и со школами?

Цели все те же: поиск талантливых ребят, повышение профессионального уровня кадров для отрасли, построение бренда работодателя, завоевание новой аудитории.

Пока вы считаете, что работать с подростками несерьезно для HR-бренда, возможно, ваши конкуренты уже берут школьников на работу и вместе с ними запускают революционные продукты.

 

Что вам даст сотрудничество со школами?

Подготовка кадров

Сотрудничество со школами облегчает, пусть и отсроченно, кризис кадров. Олимпиады, хакатоны, чемпионаты по программированию и другие организованные вами или при вашем участии образовательные мероприятия позволяют выявлять талантливых и мотивированных школьников.

В дальнейшем вы сможете вести их: общаться, приглашать на семинары, обучающие курсы, а самых лучших брать на стажировку или даже сразу на работу.

Мы всегда следим за ребятами, которые участвуют в «Технокубке» (школьной олимпиаде по программированию, которую мы организуем совместно с МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана и другими партнерами) и в наших чемпионатах для профессионалов.

Отмечаем ярких участников зимних и летних олимпиадных школ МФТИ, программы по классическому программированию в Образовательном центре «Сириус». Если эти подростки поступают в наши вузы-партнеры, мы можем пригласить их в наши образовательные проекты и на стажировку.

Работая со школами и занимаясь профориентацией, вы не только готовите сотрудников для собственной компании, но и выполняете важную социальную миссию – повышаете профессиональный уровень кадров для рынка в целом.

Компании даже готовы объединяться для профориентации школьников. С прошлого года крупнейшие игроки IT-рынка России – Mail.ru Group, «1С», «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Сбербанк, «Кодвардс», АНО «Цифровая экономика», министерство просвещения и министерство цифрового развития организуют совместный проект «Урок цифры».

В рамках акции для миллионов школьников по всей стране проходят необычные занятия по информатике – дети узнают, как работает искусственный интеллект и нейросети, как происходит управление проектами в IT.

 

Расширение аудитории

Школы – потенциальные потребители ваших продуктов, особенно в контексте сегодняшней цифровизации образования. Многие современные IT-сервисы можно использовать для обучения или организации образовательного процесса, особенно если вы их адаптируете для учебных учреждений и предоставляете бесплатно.

Так, Google дает учебным заведением доступ к сервису Google Classroom, «Почта Mail.ru» предоставляет свои корпоративные сервисы школам в бесплатное пользование, а Microsoft предлагает оптимизированный пакет Office 365, с помощью которого учитель может проводить интерактивные уроки.

Технологии позволяют освежить устаревшие школьные инструменты: группа в соцсети заменит стенгазету (в вузах уже давно развиваются как официальные, так и неофициальные студенческие группы), а прямая трансляция урока поможет освоить материал ребенку, который остался дома на больничном.

Кроме организации учебного процесса, IT-продукты способны вписаться непосредственно в программу образования. Microsoft успешно работает с учителями, формируя сообщество преподавателей-новаторов. Корпорация предлагает готовые идеи и планы увлекательных научных, технологических, инженерных и математических занятий STEM с применением IT-продуктов компании.

Уроки географии будут больше соответствовать духу времени и заинтересуют учеников, если несколько занятий посвятить картографическим интернет-сервисам и навигаторам. C помощью сервиса MAPS.ME школьники могут научиться не только читать карты и пользоваться навигацией, но и работать с геоданными: создавать свои маршруты, наносить на карту объекты.

Возможно, кто-то из детей захочет вступить в интернет-сообщество редакторов OpenStreetMap для того, чтобы сделать общедоступные карты лучше, – как для своих соседей, так и для путешественников или даже для социальных служб, использующих карты в своей работе.

IT также открывает школам коммуникационные возможности, работающие на имидж учебного заведения. Можно транслировать на большую аудиторию интересные школьные мероприятия или открытые уроки талантливых учителей – звезд школы, чтобы будущие ученики или родители видели высокий уровень учреждения и стремились в него попасть.

 

Формирование поклонников бренда

Работа со школьниками – это долгосрочные инвестиции не только в потенциальных сотрудников, но и в потенциальных пользователей. Работа со школами позволяет достучаться до аудитории, до которой сложно добраться другим способом.

Победитель олимпиады, где вы были партнером или спонсором, на следующий день придет на занятия с брендированным вами рюкзаком и в худи (не забудьте подготовить классный мерч!).

Школьник, в голове которого сложилось представление о вас как о крутой компании (он послушал интересную лекцию, побывал у вас на своем первом настоящем хакатоне, посетил экскурсию по офису) с большой долей вероятности останется вашим приверженцем на годы вперед. Он будет хорошо отзываться о бренде в разговорах со сверстниками и родителями.

 

Как работать с детьми?

Прежде чем начать работать со школами, нужно серьезно подумать над подходом, каналами коммуникации и стилем общения. Из своего опыта и опыта компании могу дать несколько советов.

Говорите правду. В коммуникациях не нужно додумывать и приукрашивать: вас быстро раскусят. Неправда — путь к тому, чтобы настроить детей против себя: они реагируют более непосредственно, чем взрослые, и не склонны оправдывать слабости окружающих. 

Не стремитесь делать намеренно детский контент. Относитесь к детям серьезно, как к взрослым, и ищите то, что им интересно. Удачная идея — привлекать детей к созданию контента. «Лаборатория Касперского» при создании детского учебника не только дала ему придуманное школьниками название — «Информационная безопасность, или На расстоянии одного вируса», — но и использовала опыт их родителей в качестве примеров.

Не старайтесь заманить детей на свою площадку для коммуникации. Анализируйте аудиторию и используйте ее каналы коммуникации: общайтесь во «ВКонтакте» и в стримах на Twitch, создавайте видеоконтент для TikTok и YouTube, используйте компьютерные игры.

Не ожидайте многого, но не думайте, что они не справятся. Большая боль многих подростков — в том, что их воспринимают детьми, не готовыми к серьезным задачам. Особенно это касается девочек, которые интересуются IT и уже неплохо программируют. Наш опыт на хакатонах, во во время «Технокубка» и в «Сириусе» показывает, что школьники улавливают суть задачи очень быстро, часто быстрее студентов. Они создают креативные продукты и не уступают более взрослым участникам: мотивированный десятиклассник может решать задачи и писать ботов лучше, чем третьекурсник из ведущего вуза.

 

Как бизнесу попасть в школы?

Зайти в школы еще сложнее, чем в вузы, особенно если речь не о лекции в классе у своей первой учительницы, а о сотрудничестве со множеством учебных заведений. Университеты относительно автономны и могут сами решать, с кем им дружить. Школы же находятся под контролем федеральных министерств, региональных ведомств и муниципальных управлений образования.

Все процессы в школах регламентированы, доступ сторонних организаций затруднен из соображений безопасности. Но всегда есть продвинутые директора и учителя, которые понимают важность профориентации и работы с будущими работодателями и стараются договариваться со всеми участниками.

Попытайтесь найти личный контакт. Лучше всего, если ваш сотрудник учился в этой школе, может быть, даже стал любимым выпускником. Еще один вариант — пригласить детей сотрудников и их одноклассников к вам в офис на экскурсию: скорее всего, их учитель будет рад познакомить вас с директором школы.

Найдите партнеров в органах образования. Такое GR-решение потребует больше ресурсов и времени. Возможно, с первой попытки не все получится, но в перспективе результаты могут быть впечатляющими.

Предлагайте проекты, рассчитанные на годы. Образовательная сфера работает длинными циклами, и разовые проекты мало кому интересны. Вы должны убедить управление образования в серьезности своих намерений, в том, что в вас стоит вкладывать время и усилия. Также нужно доказать, что ваши нововведения методически оправданы и могут быть внедрены в школах. Поэтому заранее позаботьтесь об экспертизе ваших предложений.

Не тяните все на себя. В стране более 40 тысяч школ, в которых учатся свыше 15 миллионов школьников. Охватить все сразу невозможно, да и смысла в этом нет. Небольшим компаниям стоит присоединяться к существующим профильным мероприятиям: школьным олимпиадам, IT-фестивалям, конкурсам, профориентационным проектам, где можно предлагать спонсорскую помощь, учреждать призы и проводить мастер-классы для детей и педагогов. Взамен вы получите возможность познакомиться и с детьми, и с родителями, и со школами.

Любые дети очень быстро растут. Сегодня школьники сидит за партой, а завтра разрабатывают продукт, которым пользуются миллионы людей по всей стране, — и вы в том числе.


Источник: RUSBASE

 

24.05.2019

Смотрите также:

14.06.2019

Разработан учебно-методический комплект «Введение в финансовую грамотность» для начальной школы

Он содержит пособие, практикум, рабочие тетради и сборник методических рекомендаций для педагогов.

13.06.2019

Советник зампреда Госдумы РФ о кибербуллинге

Кибербуллинг становится опасным вызовом в киберпространстве. Об этом рассказал Илья Костунов, российский общественный и политический деятель, член оргкомитета Инфофорума, советник заместителя председателя Госдумы РФ.

13.06.2019

Финансовая грамотность как инструмент социальной адаптации

В целях формирования рационального финансового поведения российских граждан Ассоциация банков России в 2018 году продолжила участвовать в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемом Министерством финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком и другими ведомствами и организациями.

11.06.2019

Центробанк и Департамент труда и социальной защиты населения Москвы проведут серию игр «С финансами на «ты»!» 

Игры пройдут на 19 площадках: в школах, образовательных и семейных развлекательных центрах.

10.06.2019

IT-гении Югры два дня будут разгадывать шифры

В Ханты-Мансийске проводится финал соревнований по информационной безопасности. В них принимают участие более пятидесяти компьютерных гениев из Югры и Москвы – школьники и студенты.