Как школьнику преуспеть в будущей профессии

В начале октября я побывал на детском форуме «Голос каждого ребёнка должен быть услышан» в Перми. Меня заинтересовала дискуссия «Право на труд и профессиональное самоопределение» про то, как будет устроен рынок труда в будущем, как подросткам строить карьеру и что нужно знать о своих правах. Расскажу, какие у подростков бывают заблуждения, когда надо выбирать профессию и что делать, если не можешь найти себя.

 

Актуальные профессии

Один из экспертов на форуме, руководитель АНО «Фактор успеха» Владимир Факторович, считает, что актуальных профессий нет. Мир слишком быстро меняется. Можно назвать профессии, которые будут востребованы и в будущем, если на рынке труда ничего не изменится. Но это неточно! Например, одиннадцатиклассники выйдут на рынок труда примерно в 2023 году. Что будет с профессиями тогда, если сейчас эксперты с трудом делают прогнозы на 2020 год?

 

Что же делать

Есть две стратегии игры: 

  • играть, чтобы выиграть 
  • играть, чтобы не проиграть. 

Можно пойти учиться на профессию «без будущего» (например, связанную с торговлей, потому что в ней все роботизируется), стать в ней профессионалом и, возможно, перевернуть рынок. 

А можно выбрать востребованную профессию, которую ты ненавидишь, устроиться после вуза хоть на какую-то работу и вставать утром с желанием поскорей уйти в отпуск или на пенсию. Так делает большое количество людей: они могут неприлично много зарабатывать, но не получать от этого ничего, кроме стресса. Каждый должен выбрать стратегию себе по душе: риск, но удовольствие или стабильность, но стресс. 

 

Когда начинать

Если выбираешь первый вариант, то пора уже с детства пробовать свои силы в разных сферах, искать себя. Определяться с профессией надо как можно раньше. 10-11 класс – уже поздно.

Сейчас для этого много возможностей: стажировки, дополнительное образование. Когда поступишь в вуз,  сразу пытайся наработать опыт по специальности, найти фриланс или создать свой маленький бизнес. Всё это нужно для того, чтобы после вуза выйти с опытом и навыками. 

 

Роль образования в карьере

Профессию обычно выбирают еще в школе. Но ни она, ни университет не играют главную роль в профессиональном самоопределении. 

«Выбор, успех, счастье не зависят от оценок в школе. Ресурсов школы для самоопределения не хватает. Вузы дают универсальное, фундаментальное образование, а не профессию или специальность. Технологии обучения вузов устарели», – считает Факторович. Образование – это средство. Именно поэтому часто проблема не в системе образования, а в ученике. Просто надо как можно раньше пробовать свои силы и работать. 

Часто школьные психологи проводят тест с тремя кругами: «хочу», «могу», «надо». Один из спикеров на дискуссии предложил добавить ещё один круг – «делаю». Именно это нужно работодателю. Если после вуза у тебя есть портфолио или опыт работы – это доказательство твоего «делаю». И чем больше у тебя навыков, которые ты «делаешь», тем выше твоя «капитализация» на рынке труда.

Когда ты заработал себе капитализацию, время идти к успеху. Ее формулу можно представить вот так:

(Способности + Возможности + Случайности) * 10 000 часов = успех

 

Проблемы, которые мешают выбрать

Часто даже те, кто заканчивают четвертый курс университета, до сих пор не сделали профессионального выбора. Они учатся, потому что надо принести диплом маме (или другим родственникам) или просто не видят других путей. Дело в том, что на детей давят авторитетом родители. Они навязывают своё мнение подросткам, не спрашивая их мнения. А дети привыкли подчиняться. 

И все эти проблемы дополняют ещё несколько:

  • Ошибка выжившего
  • Синдром отличника
  • Пожиратели времени
  • Отсутствие поддержки в выборе
  • Отсутствие возможностей

Чтобы решить эти проблемы необходимо пробовать себя, не слушать никого, кроме экспертов, учиться принимать ошибки и стремиться к успеху.

Попробовать себя можно на стажировках, которые сейчас открывают многие компании. Плюс есть онлайн-курсы, дополнительное образование, форумы, дни открытых дверей. Найди экспертов в своей области, пытайся учиться у них, знакомься с новыми людьми. 

Только решив эти проблемы можно прийти к тому, что меньше людей будут ошибаться с выбором профессии. Хотя ошибка не так страшна, как вечная ненависть к своей работе, из которой вытекают халатность и безразличие, а также стресс.

Источник: Rusbase

11.10.2019

Смотрите также:

15.11.2019

В преддверии киберспортивного чемпионата для школьников

Около 2,5 тысячи учеников из почти 400 школ России соревнуются в электронных шахматах, скоростном поиске информации и двух суперпопулярных компьютерных играх - Dota 2 и Hearthstone. Всероссийские соревнования среди школьных сборных проводит Федерация компьютерного спорта России (ФКС России).

14.11.2019

Проекты по финансовой грамотности профинансируют

Проекты финансового просвещения могут получить софинансирование на сумму до 2 млн рублей. Размер помощи не может превышать 49% от общего бюджета образовательной программы. Ассоциация развития финансовой грамотности начала сбор заявок от авторов проектов в 85 регионах России.

12.11.2019

Названы самые электронные школы России

По результатам исследования резидента Фонда "Сколково", цифровой образовательной платформы "Дневник.ру", самыми электронными в России оказались школы Московской, Астраханской и Тамбовской областей.

06.11.2019

Сбербанк и «Яндекс» проведут «Уроки цифры»

Российских школьников включили в «цифровую повестку». Государство и компании решили делать ставку на тягу детей к знаниям фоне упадка школьной системы обучения. «Уроки цифры», которые проведут в российских школах представители ведущих IT-компаний, призваны заинтересовать темой будущих цифровых специалистов.

01.11.2019

Южно-сахалинские технопарки сети «Кванториум» открыли двери

Детский технопарк «Кванториум» в Южно-Сахалинске начинает набор учащихся на 2020 год. Параллельно в городе готовится к открытию и принимает заявки на обучение еще один центр дополнительного образования, организованный на базе Дальневосточной железной дороги.