Профессионализм: по ту сторону добра и зла?

«Родину любить не обязан», ибо нет такого требования к специалисту по информационной безопасности, ни в образовательных, ни в профессиональных стандартах

 

Современное профессиональное образование у нас проводится в формате «оказания образовательных услуг». Образовательная система будто самоустранилась от решения воспитательных задач. Запоздалые попытки компенсировать эти упущения «кодексом профессиональной этики специалиста по информационной безопасности» напоминают народную мудрость о том, что «поздно пить «боржоми»… На самом деле чётко артикулированный целенаправленный воспитательный процесс должен быть нераздельно связан с обучением. Только так можно обеспечить полноценную подготовку настоящего профессионала.

 

 

БЕЗРАЗЛИЧИЕ К НЕВОСПИТАННОСТИ

 

В настоящее время на вузы, как и на школы, государством не возложены воспитательные задачи. Что связано с отсутствием официальной государственной идеологии и внятно сформулированной «национальной идеи». Некогда был «учебно-воспитательный процесс», а сейчас воспитательная функция не входит в задачи обучения. Сейчас воспитание отдаётся на откуп только семье, «в факультативном формате», на усмотрение родителей.

 

Современные родители формировались как личности в конце 1980 − 1990-х годах, поэтому у многих из них самих размыты представления о важности воспитания и о целевых функциях суверенного государства. У них зачастую нет чётких ориентиров о предназначении России как духовного светоча для всего мира, представлений о прошлом нашей Родине в потоке исторического процесса. Родители готовы кормить-поить детей, платить за их обучение, но хотят, чтобы их хорошо воспитывал кто-то другой, начиная с детского сада.

 

Местами действуют разные молодёжные организации, клубы по интересам. В июле 2003 года Президент России В.В. Путин заявил на совещании по проблемам развития малых городов, что объединяющей идеологией должен быть патриотизм. После этого начали развиваться историко-патриотические организации. Но и они полноценно не могут заменить былые комсомол и пионерию. Дети и молодежь остаются предоставлены, как правило, сами себе. Реальная дружба уходит в виртуальный мир смайликов, фейков, репостов и лайков.

 

Образовательные и профессиональные стандарты подробно описывают различные компетенции. Однако ни один не указывает, что специалист, прежде всего, независимо от получаемой профессии, изначально должен любить Родину, быть достойным её гражданином. Не предъявляется и требований культурного, этического характера, не обязательно знать историю своей страны, быть социально активным.Те, кто попал в армию по призыву или сознательно избрал себе профессию «Родину защищать», дают торжественную присягу «на верность своему Отечеству - Российской Федерации». Но надо признать, что большинство молодёжи учитсяименно в гражданских вузах. И именно они потом придут трудиться в государственные или коммерческие структуры. Вопрос, а что для них есть «верность своему Отечеству»? Культивируемый фетиш «рынка труда без границ» подавляет чувство гражданственности и своих обязательств перед воспитавшей их Родиной.

 

Более того, определённые круги навязывают моду непременно находиться в оппозиции к общественным ценностям. Если и любить Отчизну, то только «странною любовью». Любить Родину оказывается можно и с двойным гражданством. Такая «оригинальная» гражданская позиция соблазнительно проста для студентов. Так же, например, как манера неряшливо одеваться, публично общаться, в том числе, и в общественных местах с помощью нецензурной лексики. Выпускнику высшей школы достаточно стать таким «образованцем», чтобы формально быть причисленным к интеллигенции. Но «образованцы» и интеллигенты суть разные по смыслу и содержанию понятия. К сожалению, мир наполняют в большей части «образованцы» с высшим образованием, к которым, к сожалению, малоприменимо понятие истинной интеллигентности, в основе которой всегда лежал, прежде всего, высокий уровень культуры, как бытовой, так и построенной на высших достижениях отечественной и мировой мысли о духовных ценностях, свойственных именно Человеку.

 

В этом плане в нашем Университете практически для всех студентов, независимо от формы обученияи профессиональной ориентации читается курс «Национальная система информационной безопасности», в рамках которого студенты знакомятся не только с законодательными актами в этой сфере, начиная с Конституции РФ и Доктрины информационной безопасности РФ, и получают знания об исторической миссии России как центра духовности и гуманности. Меняются информационные технологии, меняются и сами люди. Но не должны меняться главные духовные ценности, которые и составляли основу социокультурного кода России, независимо от общественно-политического устройства государства.Именно чувство вековой справедливости и духовного единства, чувство национального патриотизма позволяло нашим пращурам отстаивать независимость нашей Родины на протяжении веков. До студентов доводится основная мысль, что Национальная система информационной безопасностисовременной России строится на глубоком понимании угроз информационной безопасности и её суверенитету, появившихся не сейчас, а имеющих многовековую предысторию. Умение разобраться в реальной информационной обстановке за шелухой словес электронных СМИ, понять истоки и риски реальных угроз для России за шторой отвлекающих ложных информационных образов и фейков, вот какой компетенцией, как нам представляется, должен обладать выпускник нашего вуза.

 

 

ДОКТРИНА О ГУМАНИТАРНОМ

 

Непродуктивно понимать профессиональные навыки только как набор знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей. Вырастив прекрасного специалиста в области информационной безопасности, нужно быть уверенными, что он будет работать на благо страны и общества в этой сфере. Важно помнить, что есть и иные пути профессиональной самореализации, успешной карьеры, которые идут вразрез с этими ценностями.

 

Вузы, особенно государственные, готовят специалистов с высшим образованием на средства, выделяемые из бюджета страны. Высшая школа должна работать, учитывая долгосрочные интересы общества в информационной сфере, и не только. Для этого есть базовые официальные документы. Такие, как «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», которая была утверждена 5 декабря 2016 года Указом № 646 Президента России. Также «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утвержденная31 декабря 2015 года Указом № 683Президента России.

 

Эти программные документы должны быть основополагающими при формировании профильными вузами учебных предметов, курсов и планов. В них информационная безопасность не сводится к чисто техническим аспектам, тому, что называют «кибербезопасностью». Наравне с этим широко рассматриваются её гуманитарные, социально-психологические аспекты.

 

Забвение гуманитарных аспектов информационной безопасности при подготовке профессионалов чревато в дальнейшем серьёзными инцидентами. Получается, мы готовим профессионала «по ту сторону добра и зла», в духе названия известного труда реакционного философа Фридриха Ницше. Но кем станет после окончания вуза такой выпускник, пусть и заслуживавший самые высокие оценки в процессе учёбы? На какой ниве он начнёт делать профессиональную карьеру, как и где будет пытаться снискать свой жизненный успех?

 

 

БОРЬБА ЗА УМЫ И ДУШИ

 

Хорошо ли будет, если лучшие выпускники, подготовленные за государственный счёт, уедут работать за рубеж? Не секрет, что самым способным специалистам там могут предложить намного лучшие условия труда и оплаты, чем у нас в стране. Там специалист-эмигрант будет работать, как минимум, не в интересах своей Родины. В лучшем случае. В худшем − ему могут поручить работу, направленную против неё, во вред. В таком случае получается, что вузы на деньги государственного бюджета подготовили прекрасного специалиста… для недружественной страны.

 

Есть и другое «поприще» для молодых специалистов по информационной безопасности. Это сфера «хакерства», часто на грани закона, а порою откровенно криминального. Особенно в сфере электронных финансов, например, в области майнингакриптовалют. Шансы на быстрый, лёгкий и большой заработок могут вскружить головы высокопрофессиональным недорослям.

 

Матёрые злоумышленники-рецидивисты пытаются рекрутировать в кибербанды именно таких «спецов». Эксплуатируя гражданскую незрелость юных дарований, прельщая их ложной «романтикой» риска, в том числе тюремной (например, АУЭ). Это может работать, и время от времени срабатывает, ломая человеческие жизни. Но откуда у студента взяться серьёзному жизненному опыту, если и в вузах сегодня не «воспитывают», не учат различать добро со злом?

 

Зато этому по-своему «учат», известно, в чьих интересах, голливудские фильмы «про хакеров». Такие триллеры как «Газонокосильщик», «Враг государства» и «Матрица» формируют безнадёжный образ кибер-антиутопии, лишая воли к жизни и сопротивлению. В СССР была своя культура, которая должным воспитательным образом воздействовала не только на молодёжь, но и на взрослых людей. «Золотой запас» фильмов, музыки, песен, книг, картин, скульптур, памятников архитектуры тех лет и сейчас широко популярен. Их потенциал добра, красоты и патриотизма по-прежнему высок. В новой России шедевры подобного воспитательного накала пока находить нелегко.

 

Некоторое время у части российского студенчества наблюдались низкопоклоннические настроения, стремление «свалить» за границу в поисках «лучшей доли». Эта дешёвенькая «мода» начала сходить на нет лишь в последние годы, после воссоединения Крыма с Россией. Положительную роль в этом нравственном очищении сыграло чувство естественного протеста против публичного унижения наших спортсменов на Олимпийских Играх 2018 года, поводом которого послужил сфабрикованный «допинговый скандал». Это не показной, «балалаечно-матрёшечный» патриотизм, а глубокое чувство, особое состояние души − вдохновения на великие свершения.

 

 

ДЕСТРУКЦИЯ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

 

Дело в том, что высокие технологии в гуманитарной сфере зачастую используются не на пользу, а во вред человеку. Точнее, одни люди используют их против других как информационное оружие, техническое и гуманитарное. Чтобы ими можно было управлять в своих интересах, эксплуатировать к собственной выгоде.

 

Ведётся злонамеренная спекуляция на реальных успехах высоких технологий, которые действительно улучшают повседневную жизнь человека. Автоматизированные системы управления технологическими процессами многократно повышают производительность труда, высвобождая людей для решения творческих задач. Много хорошего и полезного высокие информационные технологии приносят и в гуманитарную сферу, поэтому люди склонны им доверять, не ожидая подвоха.

 

Возьмём, для примера, дистанционное обучение. Которое открывает перед жителями регионов огромные возможности. В том числе для получения трансграничного образования, «не вставая со стула». Вместе с тем значительно сокращается живой личностный контакт студента с педагогом. Обрывается последняя ниточка, сохранявшаяся после «освобождения» школы и вузов от «непрофильных» воспитательных функций.

 

Пока в образовании и в обществе в целом наблюдается «воспитательный вакуум», его заполняют весьма сомнительные, а зачастую и,несомненно, вредные «источники». Это, как повелось с пресловутой «перестройки» во второй половине 1980-х годов, «чернушные» кинофильмы, «рэп-культура», терпимость к «лёгким наркотикам», к половой неразборчивости, «европейская» мода на «унисекс». В компьютерном мире это социал-дарвинистские компьютерные игры-«стрелялки» и сектантские группы в социальных сетях.

 

Закулисные специалисты и их публичные представители посредством глобальных информационных социальных ресурсов, по сути, контролируя и управляя ими, целенаправленно и адресно воспитывают российскую молодёжь в деструктивном ключе. Разрабатывают и реализуют «увлекательные» методики, специально рассчитанные их «педагогами» и «психологами» для незрелых умов и бурлящих чувств. Социотехнологии антигуманного характера оттачиваются на участниках молодёжных «клубов самоубийц» в социальных сетях. Таким образом, отрабатываются инструменты «расчеловечивания» молодого поколения, превращения его в слепое орудие чужой воли.

 

 

ПРОИЗВОДСТВО ВИРТУАЛЬНЫХ ЗОМБИ

 

Механизм манипулирования молодыми умами таков. Реальность подменяется виртуальным миром, в ней производится деструкция сознания, совершается культурное «перекодирование». В таком виде молодой «зомби» воспринимает уже реальную жизнь как что-то виртуальное, как на мониторе компьютера. Потому и готов делать уже в жизни что угодно и с другими людьми, и с собой.

 

Инциденты, подобные массовому расстрелу в школе, совершённому «керченским стрелком», являются закономерными эксцессами подобных манипуляций с сознанием молодёжи. Авторам и исполнителям людоедских «гуманитарных технологий» такая цена, по всей видимости, представляется приемлемой. Неизбежной издержкой массового производства одномерных людей-атомов, «заточенных» на успех без труда, на потребление и гедонизм, послушных «внешнему управлению» и манипуляциям.

 

Потому что на кону − огромный бизнес и большая политика. Ставки на рынке «наукоёмких гуманитарных технологий» быстро растут. Отточенные высокотехнологичные инструменты, позволяющие успешно манипулировать общественным сознанием, в большой цене. Ведь они помогают бизнесу успешно продвигать рекламу, наращивать продажи ненужных и даже вредных товаров. В политике бесчеловечные, антигуманные «гуманитарные технологии» являются инструментами превращение молодёжи в пушечное мясо «цветных революций», в таран для демонтажа «неугодных режимов».

 

Чтобы эффективно противодействовать этой деструктивной работе, необходимо вести мониторинг и аналитику повседневной поведенческой активности студентов, молодёжи в целом. В социальных сетях его вести ещё легче, даже чем живущим в одном общежитии невольно наблюдать друг за другом. Чаще всего человек бывает виден как на ладони. Тогда легко вовремя прийти на помощь товарищу, предостеречь его от явно ошибочных поступков. Депрессия, готовность убивать, как правило, проявляются в аккаунте в социальной сети задолго до трагедии. Так было и с «керченским стрелком», но никто своевременно не отреагировал, не предотвратил непоправимое.

 

Сейчас, при отсутствии комсомола, опекаемого парткомом, трудно представить, кто бы мог успешно выполнять эту важную функцию. Сомнительно, чтобы студенческие профсоюзы и советы могли бы заинтересованно и успешно вести такую нужную работу. Очевидно, что нужны новые прогрессивные формы работы с молодёжью, ориентированные на использование тех информационных инструментов «формирования душ», которые понятны и близки им. Так, например, сегодня говорится о создании «кибердружин». Они могли бы бороться не только со злоумышленниками − «техническими» хакерами, но и отслеживать попытки «гуманитарных» злоупотреблений высокими технологиями. Этот вопрос требует самой серьёзной многосторонней проработки, включая внесения изменений в нормативно-правовую базу.

 

 

ПОБЕЖДАЕТ ДОБРО, А НЕ «БАБЛО»

 

Суть образования − в единстве обучения и воспитания, которое, в то же время, является и самовоспитанием. Нельзя научиться чему-то серьёзному, не изменив самого себя. Образование нужно для познания окружающего мира и своего места в нём. Чтобы своим трудом менять к лучшему жизнь, других людей и свою. Стать продолжателем дел своих предшественников, в свою очередь, заложить фундамент для следующих поколений. Этой цели служат научные школы. Невозможно успешно выполнить эти задачи, не зная истории своей страны, игнорируя судьбы и заботы других людей.

 

Во встрече с учителями – наставниками выпускных классов, которая состоялась в преддверии Всероссийского дня выпускника 21 июня 2017 года, Президент РФ В.В. Путин отметил: "Получить знания - это непросто, современные особенно, широкие знания, но это все-таки вторичное по сравнению с воспитанием человека, с тем чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, и к семье, и к Родине. Это абсолютно фундаментальные вещи". Можно с полной уверенностью сказать, что эти слова можно отнести и к студенческой молодежи, тем более, что ею становятся вчерашние выпускники школ.

 

С этой точки зрения в вузах, особенно готовящих специалистов в области информационной безопасности, важны исторические традиции. Музеи, размещение в публичных местах портретов выдающихся отраслевых учёных и специалистов, информационных стендов. Наглядный «исторический дискурс» нужен на разных уровнях: как вуза, так и ведущих подразделений, кафедр. Как, например, это сделано в МГТУ им. Н.Э. Баумана, которому уже почти два века.

 

Эффективным элементом воспитательной работы в вузах выступают «галереи героев» −собственных сотрудников, выпускников разных эпох:Российской Империи, лауреатов Сталинских и Ленинских премий, Героев Социалистического труда, а также «живых легенд» современной России. В нашем Университете такие галереи выдающихся ученых, работавших и преподававших в МИРЭА, МГУПИ и МИТХТ, есть в каждом кампусе. В то же время, есть потенциал развития у наших студентов исторической памяти о родоначальниках и великих достижениях отечественных ученых в выбранной ими профессии. Важны исторические экскурсы наподобие истории отечественной криптографии «в лицах». В том числе, о только открывающейся «воюющей криптографии», о вкладе советских шифровальщиков в Победу в Великой Отечественной войне. Вот где кладезь сюжетов для самых увлекательных кинофильмов-триллеров!

 

Свежие, увлекательно поданные исторические примеры помогут молодым специалистам понять, «делать жизнь с кого», и наоборот, знать, кто такие «антигерои», «плохиши», уметь распознавать их в жизни. Через проекцию на личности студенты лучше будут понимать, что такое хорошо и что такое плохо, усваивать разницу между добром и злом. Приходя к выводу: зло может быть побеждено только добром, а не «баблом».

 

 

СКВОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Большое воспитательное воздействие оказывают яркие запоминающиеся ритуалы. Такие как посвящение вчерашних абитуриентов в студенты, в РТУ МИРЭА их в этот день приветствует ректор С.А. Кудж и Президент РТУ академик РАН Сигов А.С. Завершающим ритуалом является посвящение выпускников в профессию. Здесь уместны обычаи типа Гиппократовой клятвы у медиков. Студент, аспирант, молодой специалист должны ощущать эмоциональную сопричастность живой исторической традиции, а себя − её продолжателями.

 

Большое значение для профессиональной ориентации и выявления лучших и перспективных ребят имеет целевая работа со старшеклассниками. Среди самых эффективных мероприятий − Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии, другие профильные олимпиады. Незабываемо эффектно, в значимых местах проходят церемонии награждения победителей. На площадке РТУ МИРЭА проводятся соревнования «Кибербиатлон», аналогичные − специализированными школами, как, например, «Кибертон» ГБОУ г. Москвы «Школа № 1770». Это важный этап «сквозного» учебно-воспитательного процесса подготовки молодых специалистов.

 

Молодёжью востребованы увлекательные форматы состязаний, которые одновременно несут воспитательную «нагрузку». РТУ МИРЭА выступил «запевалой» такого популярного направления, как командные соревнования по информационной безопасности формата CTF (capturetheflag, захвати «флаг» у соперника). Преподаватели и студенты нашего вуза вносят большой организационный вклад в их проведение, а потом наша команда, соревнуясь с представителями других вузов, занимает призовые места.

 

Большую роль в подготовке студентов играет производственная практика, которую они проходят в лучших организациях и компаниях отрасли. Чуткое руководство практикой со стороны состоявшегося специалиста, пример его личности дают заметный положительный воспитательный эффект. Практика может играть решающую роль в дальнейшем трудоустройстве выпускника, играть роль старта его профессиональной карьеры. В этом плане у нас есть хороший отечественный исторический опыт: учебно-научно-производственные комплексы, в которые входили вузы, исследовательские организации и промышленные предприятия. Такого рода структуры, но в новом прочтении, в виде учебно-научно-производственных кластеров, создаются уже в настоящее время в РТУ МИРЭА. Очевидно, что за ними будущее!

 

Хороший специалист должен не только мастерски, во всех тонкостях овладеть секретами своей профессии, но и сформировать себя как целостную личность. Быть патриотом своей Родины, иметь четкие нравственные ориентиры, обладать убеждённостью в своей правоте и несгибаемой волей к великим свершениям. Слова великого Н.А. Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» в полной мере относятся и к специалистам по информационной безопасности. Эти человеческие качества будущего профессионала должны интенсивно развиваться со школьной парты, со студенческой скамьи.

 

Виталий Григорьев, кандидат технических наук,член-корреспондент РАЕН,

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
заведующий кафедрой «Информационное противоборство»
Института комплексной безопасностии специального приборостроения
РТУ МИРЭА

21.06.2019

Смотрите также:

В программисты я пойду, пусть меня научат

В столичных школах с сентября будут готовить ИТ-специалистов.
13.06.2019

В начале декабря Москва станет центром притяжения столичного CTF-движения

Где и как тренируются будущие специалисты по информационной безопасности? Что помогает стать им лучшими в своей сфере? В России уже создана эффективная система по подготовке кадров в области ИБ — это факт, который подтверждают международные успехи наших специалистов. Однако не все знают, как им это удается.
01.12.2016

Сотрудников ищут Microsoft, «Яндекс», M.A.R.S. Industries и Modesco

Microsoft — мировой лидер в области информационных технологий, поставляющий широкий диапазон устройств и сервисов, программного обеспечения и ИТ-услуг. Это одна из крупнейших в мире корпораций, работающая в более чем 190 странах мира. Согласно ежегодному исследованию агентства Millward Brown, по результатам 2013 года Microsoft входит в десятку самых дорогих брендов мира ($69 млрд)
23.09.2016

Образование и возможности для ИТ-специалистов за границей — подборка Selfmadetrip

Издание Selfmadetrip опубликовало подборку про ИТ-образование за границей — примечательные вузы и программы обучения, стипендии и возможности для стажировок в крупных компаниях.
13.09.2016